На пороге музея Дали - памятник Пужольсу. Театр-музей Сальвадора Дали, находящийся в городе Фигерас (Испания), начинает удивлять уже на подступах к нему. Это ярко-алое здание, густо усеянное элементами декора. Среди них и "яйца Дали", и кругляши каталонского хлеба, и золотые женские фигурки. Но мы направляемся ко входу в музей. И сразу натыкаемся на интересный памятник. Это памятник, который Сальвадор Дали посвятил каталонскому философу Франсеско Пужольсу.
Франсеско Пужольс - кто это?
Если вам с первого ( второго, третьего) взгляда памятник Франсеску Пужольсу не понравится, то несомненно, понравится его философская мысль:
"Наивысшая из доступных человеку свобода - это жить, не имея необходимости работать".
Родившись в Барселоне на Королевской площади в доме номер 10 в богатой семье, Пужольс по достоинству оценил эту степень свободы. Поэтому занялся сочинительством стихов и философией. А будучи ярым каталонистом ещё и в политике покрутился, поработал искусствоведом в разных изданиях. Но вернёмся к памятнику. Он не напрасно появился здесь, прямо у входа в музей. Всё объясняется просто:в процессе длительного знакомства, Пужольс стал духовным наставником и учителем Сальвадора Дали.
В нижней части памятника Дали расположил табличку с высказыванием Философа: "Каталонская мысль всегда возникает и переживает своих обманутых могильщиков". Франкистские власти того времени пытались подвергнуть эту фразу цензуре, но Дали это сошло с рук. Не зря же он сдружился с узурпатором. По сути и памятника Франсеска Пужольса: философа, поэта, денди, бонвивана, человека, наделенного своеобразным чувством юмора, склонного к тарабарщине и метафизике могло бы и вообще не быть. Потому что его работы были пронизаны сепаратизмом.
Стоит только вспомнить его "пророчество о каталонцах", согласно которому наступит день, когда "каталонцы, по одному факту своего существования, везде, куда бы они ни пошли, найдут все оплаченным за них ...Короли будут падать на колени, узнав, что перед ними стоит каталонец... В конце концов, если подумать, лучше быть каталонцем, чем миллионером." Но есть и продолжение этой саги: "... хотя каталонец невежественнее осла, иностранцы примут его за мудреца."
Любитель и остроумный человек , отличный комик и хороший собеседник, Франсеск Пужольс больше известен своими высказываниями и анекдотами, чем своими книгами.
Кроме того, он будет одним из первых защитников очень спорного в то время архитектора: Антонио Гауди. А Сальвадор Дали, восхищавшийся великим каталонским архитектором, перевёл " «Художественное и религиозное видение Гауди» Пужольса на французский язык.
О почитани Сальвадором Дали Пужольса можно судить и по фотографии. Сальвадор явно пришёл в гости к Пужольсу "при параде". Тогда как Франсеск счёл нормальным встретить художника в домашнем халате. Но давайте уже рассмотрим и сам памятник.
На пороге музея Дали - памятник Пужольсу
Да, здесь начинается интрига, мистика, сюжет. И если вам придётся стоять в очереди за билетами, то скучно не будет. Потому что разобраться в нагромождении элементов с ходу не получится.
Весь памятник отгорожен от нас могильной оградкой. Поэтому так кстати и надпись внизу памятника. А всё это великолепие зиждется на стволе "убитой" 100-летней оливы.
Над оградой возвышается этакий яйцеголовый роденовский мыслитель в тоге. Хотя, внешне от оригинала он также далёк, как яйцо от курицы. А если посмотреть на воротничок, то можно перенестись в 17 век. Век художника Веласкеса, которого так обожал Дали. Мистик Дали начинает свои игры с нами.
Позолоченное "нечто", возвышающееся над всем, принято называть атомом водорода. Но все, кто хорошо учил физику, сразу же скажут, что ничего общего в этом и нет. Более всего это похоже на деление яйцеклетки. И это зарождение новой жизни. Жизни, которой, как и всем нам уготована своя могильная оградка. Грустно, но правда.
Маленький, даже микроскопический, Пужольс водружён на бюст римского императора Антония Пия. Скорее всего, на тот момент более крупной головы у Сальвадора Дали не нашлось. Но, возможно, что по сравнению с мировой историей, Пужольс и сверкнул, как комета, да так и сгинул в пучине забвения. Он известен только каталонцам. А при чём здесь Антоний Пий (Благочестивый)? Но почему бы и нет?
Скромный, добрый римский император Тит Авре́лий Фу́льв Бойо́ний А́ррий Антони́н Пий, правивший во втором веке считался хорошим правителем. Он был от природы очень отзывчивым и во время своего правления не совершил ни одного жестокого поступка.
А так как у Сальвадора Дали ничего не выбрасывалось и не пропадало ( вспомнить хотя-бы скульптуру "Христа из мусора" в Портллигате), то самое время было прилепить сюда и Антония. Впрочем, также, как и в дело пошли три барельефа из серии "Искусство и ремесла". Они были выполнены для Всемирной выставки 1900 г. в Париже скульптором Гийо и керамистом Мюллером. Их по дешёвке купил Сальвадор Дали в одной из антикварных лавок французской столицы.
Здесь вы можете купить билеты:
А мы продолжаем бродить вокруг Театра-музея Сальвадора Дали
➡️ Отели в Фигерасе:
Escribir comentario